Обзор работы по рассмотрению обращений граждан в следственном управлении Следственного комитета Российской Федерации по Псковской области за 2018 год


В 2018 году отмечен рост числа поступивших в следственное управление обращений и жалоб.

Число обращений граждан и организаций увеличилось с 873 до 1175, а число жалоб со 151 до 154.

Соответственно, увеличилось и количество рассмотренных обращений с 749 до 857 и разрешенных жалоб со 149 до 155.

При этом, увеличение показателей поступивших и рассмотренных обращений не связано с вопросами деятельности следственного управления.

Из числа поступивших, 154 обращения составили дубликаты жалоб. Кроме того, почти вдвое (с 82 до 148) возросло количество жалоб на следствие и дознание органов внутренних дел, поступивших в следственное управление и, в дальнейшем, направленных по компетенции в прокуратуру Псковской области.

Количество разрешенных обращений по вопросам деятельности следственного управления сократилось на 16% с 509 до 426.

В том числе, 245 обращений поступило по вопросам рассмотрения сообщений о преступлениях (АППГ – 362; -32,3%). Граждане обращались по вопросам предоставления документов, ознакомления с материалами проверок и др.

По вопросам расследования уголовных дел поступило 129 обращений (АППГ – 83). Граждане обращались по вопросам возвращения изъятых объектов, предоставления копий документов, разъяснения хода и результатов следствия.

Кроме того, граждане обращались по иным вопросам деятельности: трудоустройства, предоставления статистической информации, записи на личный прием и т.п.

По итогам рассмотрения обращений дано 410 разъяснений (АППГ- 433) и 15 обращений отклонено (АППГ – 75).

Удовлетворено одно обращение.

По подведомственности в прокуратуру направлены 148 обращений (АППГ – 82), в другие ведомства – 66 (АППГ – 67). Как правило, такие обращения содержали жалобы на действия и решения должностных лиц органов внутренних дел, прокуратуры, службы исполнения наказаний. Зачастую, в обращениях содержались просьбы о проведении проверок по фактам нарушений федерального законодательства (при отсутствии оснований к проведению процессуальной проверки), принятии мер прокурорского реагирования и т.д. 

Прекращена переписка по 7 вопросам (АППГ - 7). Всем указанным заявителям ранее неоднократно разъяснялись вопросы подведомственности. Без ответа по рапорту оставлено 28 обращений лиц, с которыми прекращена переписка (АППГ -  9).

Разрешено 12 повторных обращения (АППГ – 71). По каждому факту проверка доводов осуществлялась под личным контролем руководителя следственного управления. Ни одно из повторных обращений удовлетворено не было. Заявителям полно и мотивировано разъяснено существо принятых решений.

В порядке ст.124 УПК РФ разрешено 155 жалоб (АППГ- 149, +4%), из них – 59 (АППГ – 108, - 45%) жалоб на действия и решения следователей при приеме, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлении. Наиболее часто обжаловались постановления об отказе в возбуждении уголовных дел. Всего разрешено 39 жалоб данной категории или 66% от общего количества (АППГ – 58 или 53%).

В 96 случаях обжаловались действия и решения следователей при расследовании уголовных дел (АППГ – 41). Рост обусловлен, поступлением жалоб на ход и результаты расследования 2 уголовных дел со стороны обвиняемых, направивших почти 30% от всех поступивших жалоб.

Удовлетворено 2 жалобы на действия следователя при расследовании уголовного дела (нарушения порядка ознакомления с уголовным делом и вещественными доказательствами). Необходимости отмены процессуальных решений в указанных случаях не имелось. Права заявителя были восстановлены посредством предоставления оригиналов документов и повторного ознакомления с материалами уголовного дела и вещественными доказательствами.